Вопрос-ответ

I. Первые вопросы диссертационного исследования

1. С чего начать писать кандидатскую диссертацию?

До того как начать писать диссертацию должно быть выполнено одно нормативное условие – наличие диплома о высшем образовании. Причем для защиты кандидатской диссертации по медицине, ветеринарии и юриспруденции должно быть соответствующее высшее образование (п. 5 Положения о порядке присуждения ученых степеней).

Второе условие – желание заниматься научной работой и получить новые научные результаты.

Третье – попытаться увидеть что-то такое в своей области деятельности, – что можно сделать лучше: изменить технологию, сделать что-то по-другому, точнее измерить параметр, увидеть новый вид отношений между объектами, группами, субъектами и т.п. Если есть идеи, как это сделать иначе, то можно приступить к системному изложению своих идей, планируя, что это изложение может стать основой диссертационной работы.

Четвертое. Если своих идей нет, то можно обратиться к ученому или преподавателю университета, имеющего ученую степень по соответствующей отрасли науки и вызывающего у вас доверие, с просьбой предложить вам тему диссертации.

Чтобы составить более полную картину по этому вопросу, прочитай п. 1.1. в моей книге «Соискателю ученой степени» 3-го издания, она в свободном доступе на сайте или читай книгу Селетков С.Г. Теоретические положения диссертационного исследования: моногр. / С. Г. Селетков. – Ижевск : Изд-во ИжГТУ, 2011. п.1.7 «Соискатель, научный руководитель, научный консультант»

2. Кто может стать моим научным руководителем?

При современных средствах связи лучший научный руководитель – это ученый, хорошо знающий методологию научной деятельности и технологию подготовки диссертации. Для решения специализированных научных вопросов конкретной отрасли науки можно всегда найти грамотного консультанта.

Меня не покидает идея создать настоящую дистанционную научную школу подготовки соискателей. Мне бы хотелось иметь учеников, готовых получить новые научные результаты в различных отраслях науки. Моя роль в такой школе – методическая подготовка соискателя в работе над диссертацией, а также совет в получении нового научного знания, его научном обосновании и грамотном изложении.

Подробнее:

3. Что такое отрасль науки?

В России, по Положению, диссертация может быть подготовлена соискателем ученой степени по следующим 22 отраслям науки: физико-математическая, химическая, географическая, геолого-минералогическая, биологическая, техническая, сельскохозяйственная, ветеринарная, историческая, экономическая, философская, филологическая, юридическая, педагогическая, медицинская, фармацевтическая, искусствоведение, психологическая, социологическая, политическая, культурология, архитектура.

Подробнее:

4. Как выбрать научную специальность для защиты диссертации?

При решении этого вопроса необходимо делать выбор по следующим критериям.

Первый критерий. Соответствие базового высшего образования и научной специальности из перечня научных специальностей. Перечень научных специальностей можно найти через любую поисковую систему, в частности, на сайте ВАК.

Второй критерий. Соответствие объекта исследования диссертации объекту из паспорта научной специальности. Паспорта научных специальностей также можно найти в сети Интернет. Они в свободном доступе.

Подробнее:

5. Паспорт научной специальности и где его можно найти?

Наберите в любой поисковой системе Глобальной сети слова «паспорта научной специальности».

В частности, паспорта научных специальностей размещены на портале для аспирантов НИУ ВШЭ:

http://www.aspirantura.spb.ru/pasport/index.html

Подробнее:

6. По какой отрасли науки можно защитить диссертацию?

Здесь особых ограничений нет. Только по медицине и ветеринарии необходимо иметь соответствующие дипломы о высшем образовании. Но, если ваше базовое образование не соответствует отрасли науки (например, педагог по образованию защищает диссертацию по технической отрасли), то необходимо сдать дополнительный экзамен по профилю отрасли науки комиссии, составленной из членов соответствующего диссертационного совета.

Докторанты такой экзамен не сдают.

7. Как выбрать тему диссертационной работы?

Выбор темы, а фактически предмета исследования диссертации сопряжен с массой влияющих на него факторов. Это и интересы соискателя, и социальные факторы, связанные, например, с выбором специальности и диссертационного совета, это и нормативные факторы, и методические факторы. Большое значение имеет то, с чем пришел диссертант в науку. Какой направленности его научная идея. Связана она с исследованием природных объектов, технологий или социальных проблем и многое другое.

Отметим, что по этому вопросу много и многими написано. Можно, в частности, об этом прочитать в моей книге «Соискателю ученой степени» 3-го издания, она в свободном доступе на сайте, п.1.2. Еще лучше обратиться к моей последней книге «Теоретические положения диссертационного исследования».

Подробнее:

8. Что такое объект исследования диссертации?

Объект исследования представляет собой знание отрасли науки, порождающее проблемную ситуацию и противостоящее исследователю. Объект исследования существует независимо от субъекта, его исследующего. Объект исследования может быть материален, например, техническое устройство или нематериален, например, дифференциальные уравнения, для которых вы нашли новый метод решения.

Подробнее:

9. Что такое предмет исследования диссертации?

Предмет исследования – это новое научное знание отрасли науки, которое раскрывается в кандидатской диссертации в виде решения задачи или в виде инновационной разработки.

Подробнее:

10. Как выбрать объект и предмет исследования диссертации?

Объект исследования диссертации рекомендуется выбирать по паспорту научной специальности.

Предмет исследования формируется соискателем на основе матрицы его научных интересов.

Подробнее:

11. Как выбрать наименование диссертации?

Наименование диссертации должно быть кратким и точно соответствовать ее содержанию – предмету исследования.

Подробнее:

12. Информационный поиск по теме диссертации.

Информационный поиск как процесс, сопровождающий подготовку диссертации, рассматривается во всех пособиях для соискателей. Профессор П.П. Ясковский, в частности, отмечает «… чем больше Вы проработаете и используете литературных источников, тем «прочнее» диссертация». Однако, большинство известных работ содержит лишь указания о том, какие могут быть источники информации для диссертации и где их можно найти, но не рассматривают методологию информационного поиска в диссертационном исследовании.

Подробнее:

II. Формирование структуры диссертационной работы

13. Цель диссертационного исследования.

Научная проблема и научная цель полностью не могут заместить друг друга. Цель в большей степени, чем проблема обеспечивает представление о признаках конечного результата исследования. Понятия: проблема или задача, проблема или цель используются в зависимости от масштабности предмета исследования и, поэтому нормативность диссертационного труда предписывает использование в рукописи кандидатской диссертации понятий «научная задача» и «цель», а докторской имеет приоритет использования термин «научная проблема».

Подробнее:

14. Задачи диссертационного исследования.

Научная задача отличается от научной проблемы только масштабностью разрешаемых противоречий, объемом нового научного знания, потенциалом инновационности разработки или решения. Алгоритма же решения научной задачи, как и у научной проблемы, не должно существовать, иначе она вряд ли может быть причислена к научным задачам.

Подробнее:

15. Гипотеза исследования.

Гипотеза (от греч. hypothesis – основание, предположение) – «научное  предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, и требующее проверки на опыте и теоретического обоснования для того, чтобы стать достоверной научной теорией». [Словарь иностранных слов].  В России термин «гипотеза» известен с эпохи Петра I.

Подробнее:

16. Процедурная модель диссертационной работы.

Процедурная модель, может составляться, как в целом для диссертационной работы, так и для отдельных ее компонентов, например:

  • при получении теоретических положений,
  • проведении экспериментальных или практических испытаний,
  • реализации результатов,
  • интерпретации данных и других.

Процедурная модель дает наглядное представление об основных процедурах и операциях диссертационного исследования, методах их проведения, указывает на конечный результат операции или процедуры.

Подробнее:

17. Структура диссертации.

В качестве нормативного требования к структуре диссертации предъявляется требование – наличие внутреннего единства, выступающего в качестве критерия целостности, законченности диссертации и характеризующегося согласованностью всех методических и содержательных компонентов структуры диссертации: наименования, цели, задач, результатов, выводов, рекомендаций по использованию.

Подробнее:

18. Оглавление диссертационной работы.

Оглавление диссертации – это своеобразный план выполнения диссертационного исследования. Но структура оглавления различных диссертаций во многом схожа. Иногда, в вопросе составления оглавления может помочь его шаблон.

Подробнее:

19. Методическая форма диссертации.

В ряде известных работ структура работы связывается с методической формой. Методическая форма, как и структура диссертации, призвана наилучшим образом объединить и представить результаты научной работы соискателя в виде целостного научного труда. В отмеченной работе выделяются три основных методических формы диссертационных работ, основанных на типе обращения с данными: конвергентная, дивергентная и инновационная.

Подробнее:

20. Тип результатов диссертации.

В настоящий период выделяются два основных типа результатов диссертаций:

I. Новое научное знание в виде теоретических положений как новое крупное научное достижение в докторской диссертации или как решение задачи, име­ющей существенное значение для соот­ветствующей отрасли знаний – для кандидатской диссертации.

II. Инновационное технологическое решение в виде научно обоснованного технического, экономического или технологического ре­шения, внедрение которого вносит зна­чительный вклад в развитие экономики страны и повышение ее обороноспособ­ности в докторской диссертации или научно обоснованные техниче­ские, экономические или технологические разработки, имеющие существен­ное значение для экономики или обеспе­чения обороноспособности страны, – для кандидатской диссертации.

Подробнее:

III. Получение и обоснование результатов диссертации

21. Актуальность объекта диссертационного исследования.

Актуальность темы диссертационного исследования является одним из критериев при его экспертизе. Это означает, что поставленные в диссертации по выбранной теме задачи, требуют скорейшего решения для практики или соответствующей отрасли науки.

Актуальность тематики работы раскрывается, как актуальность объекта исследования, так и предмета исследования диссертации.

Актуальность объекта исследования диссертации не должна вызывать сомнения у специалистов в данной отрасли науки и научной специальности, и быть, как говорят, для него очевидна. В чем выражается эта очевидность? Она состоит в том, что специалист действительно знает о наличии научной проблемы или проблемной ситуации по данной тематике в данной отрасли науки и предлагаемое соискателем исследование является ответом на эту известную проблемную ситуацию.

Подробнее:

22. Актуальность предмета диссертационного исследования.

Диссертант иногда не останавливается на актуальности предмета исследования диссертации – новом знании об объекте исследования, что является методической ошибкой. Новое знание, получаемое диссертантом, сам подход его получения, пути достижения результата, метод исследования могут представлять значительный интерес, иногда не только для отдельной отрасли знания, но и для науки в целом.

Подробнее:

23. Научная новизна результатов диссертации.

Пункт 9 Положения о порядке присуждения определяет, что диссертация должна содержать совокупность новых научных результатов и положений, выдвигаемых автором для публичной защиты. То есть новизна результатов выдвинута Положением в качестве определяющего критерия оценки диссертации.

Новый результат – это значит результат, полученный впервые, причем, впервые в мире!

Каким может быть новый результат и как получить новый научный диссертабельный результат?

В различных классах отраслей науки результат диссертации различен, он имеет свою онтологию.

Подробнее:

  • Курс лекций Селетков С.Г. «Основы диссертационного исследования» Лекция № 8.
24. Методы исследования.

Как отмечалось, диссертант успешно выполняет диссертационное исследование, часто не обращаясь к известным классификациям методов, а использует уже существующие образцы, как правило, частнодисциплинарных методов. Можно ли назвать такой подход к научным методам удовлетворительной нормой? Скорее всего, что нет и это существенный недостаток в методической подготовке диссертантов. И в том виде, в котором сейчас предложена в литературе методология диссертационного исследования, в дисциплинах подготовки магистрантов и аспирантов, она слабо способствует эффективному, методически обоснованному получению новых научных достижений в диссертационном исследовании.

Подробнее:

25. Обоснование результатов диссертации.

Обоснование достоверности защищаемых положений при выполнении диссертационного исследования (ДИ) имеет несколько отличающуюся позицию в системе производства научных знаний по сравнению с обоснованием научных знаний вне ДИ. Объясняется это объективно существующим смещением ценностей, вследствие влияния социальных и личностных наслоений на результаты диссертационной работы.

По-видимому, не имеет смысла убеждать оппонентов в актуальности, новизне и полезности результатов диссертационных исследований, если диссертанту не удается доказать, что полученные результаты являются достоверными. Обоснование научного знания и приведение его в стройную единую систему всегда были важнейшими критериями научного познания. Собственно наука, как считают многие науковеды, началась с обоснования достоверности нового научного знания. Самые общие критерии методов обоснования теоретических положений известны. Это внутренняя непротиворечивость, соответствие эмпирическим фактам, состоятельность при описании известных явлений, способность в предсказании развития сценария природного, технологического или социального процессов.

В методах обоснования особую роль имеет процедура сравнения.

Подробнее:

26. Значение результатов для теории и практики.

Не менее важным критерием диссертационной работы является критерий, определяемый, как значение результатов диссертационного исследования для теории и практики (см. п. 31. Положение о порядке… и п. 3.7.5. Положение о совете…).

Что понимается под значением или значимостью результатов диссертации для теории и практики? Бесспорно, что этот вопрос связан и с не менее важным вопросом философии науки о значимости нового научного знания.

В Положении о порядке (см. п. 8) говорится, что если в докторской диссертации решена крупная научная проблема, то социально-культурное или хозяйственное ее значение должно быть важным, а внедрение технологических решений должно внести значительный вклад в развитие экономики и обороноспособности страны и, наконец, теоретические положения должны составить новое крупное научное достижение.

Для кандидатских диссертационных исследований указывается, что решение задачи должно иметь не просто значение, а существенное значение для соответствующей отрасли знаний, а найденные технологические разработки, также, иметь существенное значение для экономики или обеспечения обороноспособности страны.

О существенной значимости решенной научной задачи или проблемы можно судить по следствиям полученного решения на положения теории или дисциплины конкретной отрасли науки, по изменению точки зрения на протекание какого-либо явления, процесса, его влиянии на развитие направления или отрасли науки.

Подробнее:

27. Научные выводы диссертации.

Существуют разные мнения о том, что собой представляет научный вывод диссертационного исследования и заключение к диссертации, а также противоположные мнения о необходимости научных выводов, допустим, к каждой главе. Тем не менее, доминирует мнение, которое состоит в том, что выводы к главам и отдельное заключение по работе должно обязательно присутствовать.

Подробнее:

IV. Работа с рукописью диссертации

28. Какая может быть структура введения диссертации?

В частности, введение диссертации может строиться по нижеследующей структуре и содержать, например, двенадцать, как приведено ниже, элементов с наиболее употребляемыми формулировками:

  1. Объект исследования, его признаки.
  2. Актуальность объекта исследования, сферы его использования.
  3. Генезис объекта исследования.
  4. Современное состояние теоретических положений.
  5. Недостатки объекта исследования.
  6. Признаки предмета исследования диссертации и его определение.
  7. Цель и задачи диссертационной работы.
  8. Методы исследования.
  9. Совокупность результатов, полученных лично соискателем.
  10. Научная новизна результатов.
  11. Аннотация диссертационной работы по главам.
  12. Благодарности коллегам за помощь в работе, научному руководителю (консультанту).

Подробнее:

29. Вариант написания заключения к диссертации.

В заключение к диссертационной работе соискатель имеет возможность перейти уже на новый уровень обобщения тех результатов, которые сформулированы к главам диссертации. Учитывая, что диссертационное исследование является нормативным научным трудом, диссертант может попытаться в пунктах заключения к диссертации проанализировать свою работу с точки зрения критериев, которые к ней предъявляются Положением о порядке присуждения ученой степени. Это во многом облегчает путь диссертации на этапах ее экспертизы и саму защиту диссертации, поскольку диссертационный совет, прежде всего, оценивает работу на соответствие ее нормативным критериям, что и отражает затем в соответствии с п. 31 Положения … уже в своем заключении, то есть заключении диссертационного совета о диссертации для ВАК. <…> Поэтому в качестве методического приема считаю возможным заключение к диссертации строить по схеме выполнения общей характеристики работы, приводимой в автореферате, что позволит усилить единство диссертации и автореферата и несколько сократить сроки оформления работы.

Подробнее:

V. Автореферат

30. Какие требования предъявляются к автореферату диссертации?

Требования к автореферату приведены в Положении о порядке присуждения ученых степеней (п. 20). Выделим их и сделаем попытку прокомментировать:

1. Автореферат «… должен быть с разрешения диссертационного совета напечатан на правах рукописи объемом до двух печатных листов для докторской и одного печатного лис­та для кандидатской диссертации».

То есть, в отличие от рукописи диссертации автореферат диссертационного исследования нормативно ограничен в объеме, что делает необходимым оптимизировать текст диссертации при установленном нормативно объеме его изложения. Это приводит к необходимости переформулировать положения, уже изложенные в диссертации, повысить их компактность, удельную информативность. При этом могут появиться новые смыслы и интерпретации результатов, что неизбежно приводит к очередной итерации по согласованию текстов автореферата и диссертации.

Подробнее:

VI. Подготовка к защите и защита диссертации

31. Доклад диссертанта на защите.

Диссертационный совет согласно Положению предоставляет возможность соискателю ученой степени кандидата наук изложить основные результаты диссертационной работы в течение 20 минут. Соискателю не следует докладывать о работе более установленного срока, что достигается, прежде всего, подготовленностью докладчика: логичным построением структуры доклада, четким обоснованием связей между его различными составляющими и, наконец, продуманным выделением главного и второстепенного.

Доклад о результатах диссертационной работы, как любое публичное выступление, должен иметь вступление, фазу изложения сути работы и заключение. В определенной степени это удается при следующем варианте построения доклада:

  • название диссертации;
  • обоснование актуальности работы;
  • цель диссертационной работы;
  • научная проблема диссертации (о проблемной ситуации);
  • систематизация известных решений проблемы и их недостатки;
  • возможные подходы к решению задач (проблемы);
  • основные результаты работы, вынесенные для защиты;
  • научная новизна результатов;
  • практическая полезность разработок;
  • внедрение разработок;
  • перспективы дальнейших исследований по теме диссертации;
  • заключение по работе в целом.

Заключение к докладу можно зачитать, но лучше изложить «без бумажки» укрупненные выводы (3–5 показателей) по результатам диссертации, в которых еще раз подчеркнуть опорные критерии оценки работы: актуальность, новизну, достоверность и практическую полезность.

Подробнее:

  • Селетков С.Г. Соискателю ученой степени. – 3-е изд., перераб. и доп. – Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2002. – 192 с. (свободный доступ).
32. Иллюстрационные материалы.

Некоторые советы диссертанту о форме и содержании иллюстративных плакатов для публичной защиты диссертации.

Сегодня чаще используется вариант подготовки плакатов с использованием современных компьютерных средств. Это позволяет оперативно вносить изменения в текст на плакатах после замечаний, сделанных в ходе предварительной защиты или появившихся в процессе творческого анализа. Однако при подготовке плакатов на компьютере диссертанту следует позаботиться о том, чтобы его слушатели могли разглядеть то, что вынесено на плакаты. Очень удобно в этом случае сделать небольшие копии плакатов, которые могут быть предоставлены членам совета дополнительно.

Подробнее:

  • Селетков С.Г. Соискателю ученой степени. – 3-е изд., перераб. и доп. – Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2002. – 192 с.
33. Какие обычно задают вопросы члены диссертационного совета и как на них лучше ответить?

Очень ответственный момент защиты – ответы соискателя на вопросы, которые задают члены диссертационного совета. Именно на этом отрезке защиты наиболее ярко проявляется индивидуальность и научные знания претендента на ученую степень. Требуется определенная подготовка к ответам на вопросы различного аспекта, построения, характера. Известно мнение: чем проще на первый взгляд вопрос, тем сложнее на него ответить. Это действительно так, поскольку простой, хотя и некорректный вопрос, например, «А что, собственно, нового в вашей диссертации?», не содержит каких-то дополнительных признаков и особенностей, которые бы позволили вам четко ответить на вопрос. Соискателю из вопроса непонятно, какая новизна интересует спрашивающего – в целом или в конкретном разделе. В таких случаях рекомендуется уточнить вопрос, что нередко ставит «истца» в тупик или самому развернуть вопрос, на который затем может последовать уточнение. Настоятельно рекомендуется знать ответы на вопросы общего характера: о новизне, достоверности, актуальности, полезности для науки и практики, о предмете и объекте исследования и подготовить их заранее. Зрелость соискателя проявляется в ответах на вопросы по существу его работы и ее отличиях, имеющих отношение к теме диссертации. В ответах проявите себя «во всем блеске». Как это сделать?

Подробнее:

  • Селетков С.Г. Соискателю ученой степени. – 3-е изд., перераб. и доп. – Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2002. – 192 с.